Ваш город:

Личность учителя: будущее системы образования

17 нояб. 2020 г.
4
1013

Можно быть профессионалом высокого класса, и можно даже не любить профессию, но лишь зарабатывать деньги и продвигаться по карьерной лестнице. Можно, если ты – не учитель. Станки, машины, компьютерная техника не чувствуют настроения того, кто ими управляет, хотя, работают исправно в руках отличного специалиста.

Личность учителя: будущее системы образования

Но тому, кто развивает и учит будущих космонавтов, ученых, врачей, инженеров и просто граждан, прививает любовь к профессии, воспитывает личность в каждом ребенке, нельзя думать только о себе – профессия не позволяет. Рабочее время учителя не заканчивается по звонку, за стенами школы, и даже – после выхода на пенсию. Учителями не становятся, получив диплом педагогического ВУЗа. Учителем нужно родиться.

Давайте подумаем о роли учителя, о том, какой должна быть система образования в будущем.

«Я нес ученикам себя!»

Огромный список наград СССР, Украинской ССР, Украины и Российской Федерации – звания Заслуженного и Народного учителя, ордена и медали участника и ветерана Великой Отечественной войны, профессиональные награды за заслуги в педагогическом труде – список всех наград это УЧИТЕЛЯ может занять целую страницу. Еще больше книг, написанных и переведенных на многие языки мира, профессором Виктором Федоровичем Шаталовым.

В скупых строках биографии Виктора Федоровича – только даты рождения, учебы, научной деятельности и годы написания книг, которые перевернули представления фундаментальной педагогики, благодаря авторской системе эффективного обучения на базе педагогики сотрудничества, созданной скромным донецким профессором.

В далеких 70-х годах минувшего века страна нуждалась в технических специалистах: нужно было догнать и обогнать Запад, чтобы укрепить оборону и экономику, развивать технологии будущего – нашей современности. Шаталов нашел способ быстро и легко обучать детей математике и не только, чтобы подготовить для страны лучшие кадры. Кроме того, он легко делился своей методикой со всеми учителями – всегда, без мыслей о себе, без остатка. У его учеников никогда не случалось провалов на вступительных экзаменах.

Конечно же, без критики не обошлось: скептики говорят, что метод Шаталова приносит успех только при полной самоотдаче учителя. Но быть учителем наполовину нельзя: дети не поверят. Жизнь учителя – полная самоотдача, по-шаталовски.

Видеть сердцем!

Знания современных молодых учителей в педагогических колледжах и ВУЗах оцениваются по стандарту (кстати, далекому от идеала). При этом, от абитуриентов не требуется хотя бы кого-то подтверждения соответствия и предрасположенности к этой профессии. И это несмотря на то, что именно от учителя во многом зависит развитие и воспитание подрастающего поколения – по сути, будущее всей страны.

Задумайтесь! Для того, чтобы стать сотрудником в структуре МВД или ФСБ, соискатель должен пройти особую медицинскую комиссию, проверку на психологическое соответствие и т.д. Такие же строгие критерии отбора существуют и в других профессиях.

А вот в педагогические ВУЗы, и это ни для кого не секрет, поступают не самые успешные выпускники школ. И руководствуются они, в большинстве случаев, не самыми высоко моральными критериями:

  • Проходной бал на педагогическое направление ниже, чем для получения других, более престижных специальностей;
  • Нужна «вышка», а в педагогическом ВУЗе – самая низкая стоимость обучения;
  • Под давлением родителей-педагогов, мечтающих о преемственности профессии (случается и такое);
  • Случайно попадают в профессию, не оценив собственные силы и способности, имея о ней весьма поверхностное представление.

Для сравнения – пример (без имен и места события): Выпускной экзамен в педагогическом колледже (училище), в начале 80-х годов. Авторитетный и строгий преподаватель педагогики требует, чтобы экзаменационная комиссия утвердила оценку «отлично» одной из выпускниц школьного отделения, не ответившей на один из дополнительных вопросов. Аргумент педагога: «Если ей не хватит знаний, она увидит и поймет сердцем!» И комиссия соглашается.

Такой подход к подготовке учителей негласно существовал в советской педагогике. Оценивались не только знания, но и личность будущего учителя. Случайные люди в профессии отсеивались еще во время учебы. Кстати, зарплата учителей в те времена была далеко не завидной, но работали они от зари до зари, знали и помнили всю жизнь не только своих учеников, но и всех их родственников.

В очень обтекаемой форме требования к личности учителя были отражены в трудовом кодексе тех времен, в уставе школы и правилах внутреннего распорядка. Зато пристально следили за поведением человека, на которого равняются дети, партийные и профсоюзные органы. Учителя, жившие в шаговой доступности от школы, рядом со своими учениками, всегда оставались у них на виду, и для них не было обременительным оставаться достойным примером для подражания и вне школы – быть, а не казаться.

Не так уж плохо, оказывается, была выстроена система советской педагогики, в которой большое внимание уделялось нравственному содержанию образования, личности учителя, как образцу поведения для учеников и родителей, заслуживающему уважения.

Личность учителя и его роль в обществе: работа над ошибками

Можно назвать целый ряд причин, которые привели к значительному падению престижа профессии учителя – от уровня заработной платы до перехода образования в статус «сферы образовательных услуг», в которой роль учителя снижена до уровня человека, который обязан просто «наполнять головы» учеников знаниями.

Причина – все та же: на стыке столетий разрушена устоявшаяся система государственности, которую невозможно восстановить в одночасье. К тому же, на просторы страны вторглись «западные ценности», и некоторые из них откровенно не вписались в нашу ментальность.

Объективно, личности учителя, его морально-нравственным качествам, сейчас не уделяется должного внимания ни на государственном, ни на общественном уровне. То есть, иногда самые вопиющие случаи становятся темой обсуждения в СМИ, скандальных ток-шоу и на родительских форумах, когда уже «грянул гром». Но при приеме на работу или поступлении в педагогический ВУЗ, проверка на соответствие профессии не проводится.

Однозначно, нельзя закрывать вопрос нехватки педагогических кадров за счет снижения требований к личности учителя. Ведь учитель, который получил педагогический диплом, но не «горит» своей профессией - словно, пилот за штурвалом самолета, не умеющий управлять своими эмоциями.

Может, пора отказаться от старого революционного лозунга, прекратить разрушение «до основанья», и взять из «старого мира» в будущее самое важное и ценное?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В Госдуме рассмотрят законопроект о приоритетном порядке зачисления в детсады детей педагогов
Как сообщает ТАСС, сегодня парламентарий от партии «Единая Россия» Андрей Ветлужских внёс в Госдуму РФ на рассмотрение проект закона о первоочередном ..
В Госдуме рассмотрят законопроект о приоритетном порядке зачисления в детсады детей педагогов
12 мая 2021 г.
0
114
О программе господдержки вузов «Приоритет-2030» и оказании финансовой поддержки медикам-ординаторам
В ходе своего выступления в Госдуме премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о старте программы государственной поддержки вузов «Приоритет-2030». В с..
О программе господдержки вузов «Приоритет-2030» и оказании финансовой поддержки медикам-ординаторам
12 мая 2021 г.
0
68
В Казани произошло вооружённое нападение на школу
Как сообщает РИА Новости, ссылаясь на пресс-службу главы Татарстана, в одной из школ Казани сегодня произошла стрельба, в результате которой погибли д..
В Казани произошло вооружённое нападение на школу
11 мая 2021 г.
0
1302
Комментарии
Сергей
Гость
22 нояб. 2020 г., 12:04

Высокая нравственность, высокий имидж Учителя это первично в его подготовке. Но в руководстве собрались те, кто считает важным количество выделенных средств и только. Конечно имидж без хорошей зарплаты не поднять, но отбор в педагогические ВУЗы, дальнейшее обучение и особенно выпуск должны учитывать морально-этические качества выпускников. Оценка качества работы Учителя должна осуществляться только по критериям его профессионализма, нравственности и самоотдачи своему делу, а не по показателям учеников.

Да уж.
Гость
30 янв. 2021 г., 17:17

Можно подумать руководители, министры, депутаты и т...д...всех мастей супер, пупер продвинутые и т...д.. Учитель он как рядовой в армии. выполняет все приказы , указы, инструкции и т...д... какие приходят из министерства образования и от рособрнадзора.
Инициатива наказуема...!!!

Василий
Гость
7 февр. 2021 г., 18:41

Ега превратила всех учителей в НАТАСКУХ! Всех отцов еги, расплодившиеся "министерства", ФИРО и ФИПИ давно надо судить, как врагов Народа, за развал образования в стране. Введение еги аналогично культурной революции МАО-ЦЗЭ-ДУНа в Китае — уничтожение образованных людей и интеллигенции в стране в целом! Куда только Путин смотрит? И сколько эта вакханалия будет ещё продолжаться?

Мария И.
Гость
10 февр. 2021 г., 4:48

Друзья, давайте начнем с малого.
1. Проверка психиатром
- всего педагогического состава,
- администрациии учебных заведений,
- вышестоящее начальство,
- обслуживающий персонал,
- соискателей,
- абитуриентов педагогических вузов.
! И проверка психиатром должна быть реальной, а не стопочкой поданные от учреждения медицинские книжки.

2. Для защиты хороших учителей и учеников необходимо исключить из программы «1С: Предприятие» в разделе «Реестр кадров» графу «Рекомендации организации».
Увы этой опцией пользуется недобросовестное, мягко скажем, руководство для сведения счетов с учителями.
Например, с учителем, отказавшимся от организованной директором травли талантливых учеников, чьи родители не оплачивают пятерки и не участвуют в школьных "поборах". Подобный случай, если не ошибаюсь был в Красносельском районе, например.
Учителя не должны опасаться быть людьми в отношении хороших учеников, А не то директор уволит и напишет "не рекомендую", чтобы учителя ни где не брали на работу.

Оставить свой комментарий

Ваш город: